![]() |
Заместитель начальника факультета Гаврина Елена Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент.
|
Психологический факультет Академии ФСИН России как самостоятельное структурное подразделение образован в соответствии с приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 марта 1991 года № 99 для подготовки психологов-практиков. С 1991 года по настоящее время психологический факультет является флагманом подготовки высококвалифицированных психологов для органов и учреждений уголовно-исполнительной системы.
Работа факультета осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний России, регламентирующих деятельность образовательных организаций высшего образования, а также решений ученого и методического советов академии по организации и совершенствованию образовательного процесса.
Функции, задачи и полномочия психологического факультета:
1. Планирование, организация и постоянное совершенствование образовательного процесса на психологическом факультете в рамках реализации образовательных программам высшего образования, программ подготовки научно-педагогических кадров и дополнительного профессионального образования с использованием методического аппарата психологического факультета под непосредственным руководством начальника психологического факультета и его заместителя.
2. Обеспечение использования в образовательном процессе новейших достижений науки, техники, передового опыта работы учреждений и органов, исполняющих наказания.
3. Обеспечение равномерной учебной и служебной нагрузки профессорско-преподавательского состава; высокой организованности и преемственности образовательного процесса.
4. Планирование, организация и постоянное совершенствование всех видов научно-исследовательской работы на кафедрах психологического факультета, в том числе:
проведение фундаментальных и прикладных научных исследований по актуальным психолого-педагогическим и социальным проблемам обеспечения деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
насыщение образовательного процесса результатами новых научных исследований, практическое ознакомление обучающихся академии с постановкой научно-исследовательской деятельности и привлечение их к выполнению научно-исследовательских работ;
эффективное использование научного потенциала психологического факультета для решения приоритетных задач, стоящих перед территориальными органами и образовательными организациями ФСИН России;
подготовка научно-методических разработок и внедрение их в практическую деятельность органов и учреждений УИС, образовательный процесс;
изучение и обобщение опыта деятельности органов и учреждений УИС;
расширение научного сотрудничества с образовательными и научными организациями ФСИН России, территориальными органами и учреждениями ФСИН России, пенитенциарными службами и образовательными организациями зарубежных стран.
5. Планирование и организация воспитательной и служебной работы с использованием ресурсов учебно-строевого подразделения психологического факультета.
6. Организация и осуществление постоянного контроля за успеваемостью обучающихся на психологическом факультете, посещаемостью занятий; составлением расписания занятий на кафедрах учетом фиксации фамилий преподавателей, осуществляющих замены находящихся в очередном отпуске или на стажировке/повышении квалификации сотрудников в соответствующем учебном году.
7. Проведение систематического анализа необходимости повышения квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр, входящих в состав психологического факультета (на основании данных кафедр).
8. Реализация политики руководства академии в области качества в рамках компетенции психологического факультета, контроль за своевременным выполнением входящими в состав психологического факультета кафедрами закрепленных мероприятий в рамках функционирования СМК академии.
9. Обобщение и анализ результатов всех видов деятельности, осуществляемой в рамках образовательного процесса и функционирования СМК на кафедрах психологического факультета.
В настоящее время в состав психологического факультета входят:
· кафедра психологии профессиональной деятельности в УИС (выпускающая кафедра);
· кафедра юридической психологии и педагогики (выпускающая кафедра);
· кафедра общей психологии;
· кафедра социальной психологии и социальной работы;
· кафедра физической подготовки и спорта;
· методический аппарат психологического факультета;
· учебно-строевое подразделение (курс психологического факультета).
На факультете осуществляется обучение по образовательным программам высшего образования
по специальностям:
37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация – Пенитенциарная психология; ведомственная специализация – Организация воспитательной, социальной и психологической работы в УИС (очная форма обучения);
44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения, специализация – Психолого-педагогическая коррекция и реабилитация лиц с девиантным поведением, ведомственная специализация – Организация воспитательной, социальной и психологической работы в УИС (заочная форма обучения);
37.05.02 Психология служебной деятельности, специализация – Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности (очная форма обучения, на внебюджетной основе в Институте подготовки гражданских и муниципальных служащих Академии ФСИН России).
Осуществляется подготовка кадров высшей квалификации:
44.07.01 (44.06.01) Образование и педагогические науки, направленность (профиль) – 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования;
37.07.01 (37.06.01) Психологические науки, направленность (профиль) – 19.00.06 Юридическая психология и 19.00.07 Педагогическая психология.
Более 70% лиц из числа профессорско-преподавательского состава имеют ученые степени кандидата и доктора наук, около 70 % из общего числа обладают практическим опытом работы по профилю преподаваемых дисциплин. В числе профессорско-преподавательского состава из числа работников бывшие практические работники: руководители исправительных учреждений, образовательных организаций, факультетов, кафедр.
За время существования в качестве самостоятельного подразделения факультет заслужил широкое признание. Трудами ученых факультета были заложены основы новых перспективных научных направлений в пенитенциарной психологии, сформировались и успешно работают научные школы, получившие признание в научном сообществе:
- профессора Виталия Григорьевича Деева, по изучению проблемы направленности личности осужденных;
- профессора Александра Ивановича Ушатикова, по исследованию проблем пенитенциарной и прикладной пенитенциарной психологии;
- профессора Нины Алексеевны Тюгаевой, по изучению проблем пенитенциарной педагогики, организации образования и профессиональной подготовки осужденных;
- профессора Анатолия Николаевича Сухова, по комплексному исследованию психологических проблем социальной деформации, конфликтов, безопасности, социальной работы;
- профессора Галины Ивановны Аксеновой, по исследованию проблем психологии и педагогики становления субъекта образования;
- профессора Ивана Ивановича Купцова, по исследованию проблемы духовно-нравственного развития личности;
- профессора Дмитрия Владиславовича Сочивко, по исследованию проблемы современной психодинамики.
Факультет активно взаимодействует с ведущими вузами Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, с управлением кадров ФСИН России и основным профильным управлением – управлением воспитательной, социальной и психологической работы ФСИН России; активно осуществляет сотрудничество с территориальными органами уголовно-исполнительной системы России: по Республикам Чувашия и Калмыкия, Краснодарскому и Ставропольскому краям, Архангельской, Астраханской, Владимирской, Волгоградской, Калужской, Новгородской, Омской, Ростовской, Рязанской, Тамбовской, Томской, Челябинской, Ярославской областям и другими.
На факультете действуют общественные лаборатории:
- межфакультетская акмеологическая лаборатория «Актуальные проблемы профессионализма личности и деятельности специалистов Федеральной службы исполнения наказаний»;
- межкафедральная психологическая лаборатория «Криминальная деструктивность личности»;
- научно-исследовательская лаборатория «Социальное проектирование и социальные технологии»;
- психологическая лаборатория «Организация психологического сопровождения служебной деятельности в УИС»;
- внештатная научно-исследовательская лаборатория «Диагностических и оздоровительных технологий».
На факультете развиваются дистанционные образовательные технологии. В настоящее время в электронной образовательной среде по дистанционной форме обучаются слушатели заочной формы обучения и ряд программ повышения квалификации.
Реализуются программы дополнительного профессионального образования
- программы профессиональной переподготовки:
· «Специалист по опросам с использованием полиграфа в УИС»;
· «Специалист по проведению обследования с применением полиграфа»(на внебюджетной основе);
· «Клиническая психология».
- программы повышения квалификации:
· «Воспитатели воспитательных колоний по теме: «Технологии урегулирования конфликтов. Толерантность личности – основа достижения компромисса»;
· «Начальники (сотрудники) психологических служб ГУФСИН, УФСИН»;
· «Начальники (заместители) отделов по воспитательной работе с осужденными ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН»;
· «Практические психологи по теме: «Базовые техники нейролингвистического программирования (NLP). Психокоррекционная работа с сотрудниками УИС и осужденными»;
· «Начальники ИК, ВК по программе: «Практическая психология в деятельности руководителей территориальных органов и учреждений»;
· «Старшие психологи, психологи управлений (отделов) по конвоированию ГУФСИН, УФСИН, ОФСИН».
В соответствии с ежегодным планом профессионального обучения, профессиональной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников УИС ежегодно реализуется обучение по дополнительным профессиональным программам.
Кафедры психологического факультета обеспечивают реализацию, научного и методического обеспечения 216 учебных дисциплин психологического, педагогического и социального профиля по всем специальностям и направлениям подготовки, реализуемым в академии.
Телефоны для справок:
Психологический факультет:
Телефон: 8(4912) 93-82-03;
8(4912) 93-46-17 (факс);
Эл. почта apu.psy@yandex.ru